(495)626-46-00
Главный офис
129090, Москва,
ул. Большая Спасская, дом 12
м. «Комсомольская»,
м. «Сухаревская», м. «Красные
ворота»
►
Посмотреть на карте
Эл. почта: moscow@nordicschool.ru
Время работы:
пн-чт: с 11:00 до 20:00
пт: с 11:00 до 19:00
сб: с 12:00 до 15:00
Программа
|
Пятница, 6 апреля
Театрально-Культурный центр |
13.00 Открытие фестиваля
Фото: Туве Брейстейн/ |
Вступительное слово Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Норвегия в Российской Федерации Лейдульва Намтведта. Выступления участников фестиваля: личный редактор Юна Фоссе Сесилие Сейнесс (издательство "Самлагет", Норвегия), драматург "Норвежского Театра" Ула Бё, режиссер театра "De Utvalgte” (Избранные) Кари Холтан, художественный руководитель Татарского государственного театра им. Г. Камала Фарид Бикчантаев, художественный руководитель творческой лаборатории театра «Школа Драматического Искусства» Александр Огарев, режиссер Центрального Дома Актёра им. А.А. Яблочкиной Йоэл Лехтонен Онлайн-встреча с драматургом Юном Фоссе (Норвегия). Ведущая - Елена Ковальская Презентация сборника его пьес “Когда ангел проходит по сцене” (Редакция “Жанры”, Издательство АСТ) с участием переводчиков пьес Елены Рачинской, Веры Дьяконовой и Аллы Рыбиковой. Вступительное слово от редакции - Дарья Андреева Вход свободный по регистрации на тайм-пэд |
Театр «Школа Драматического Искусства», |
20.00 «Сюзанна». Режиссер Александр Огарев
Фото: Наталия Чебан, Александр Иванишин, Владимир Луповской
За основу пьесы культовый норвежский драматург Юн Фоссе берет поразительный факт истории. Сюзанна, жена знаменитого писателя Хенрика Ибсена, после его смерти не выходила из дома восемь лет, пока не умерла. В пьесе Фоссе Сюзанна разговаривает с мужем, как с живым. Ее монологи воскрешают Ибсена и представляют нам фигуру космического масштаба. Творец, искавший
Любовь и обретший Вселенскую скорбь, – таким предстает Ибсен в одиноких беседах и в снах Сюзанны.
«Сюзанна» посвящена мужчине, но рассказывает историю женщины. В спектакле три возраста героини, сыгранные тремя актрисами, встречаются в причудливом пространстве воображения или памяти Сюзанны. Такое «место действия» дает возможность фантастических допущений, сюрреалистических сочетаний, игры временами.
Александр Огарев:
«Народная артистка России Евгения Симонова исполняет роль жены Ибсена, как светлый трагический монолог женщины, открывшей для себя иные масштабы, иные миры и не желающей смириться с миром плоским, серым, дождливым и унылым. Тема Симоновой в спектакле – вызов смерти. Вызов, который может бросить только Дух, познавший настоящую Красоту и Свободу».
Обсуждение. Ведущая – Елена Рачинская
Подробная информация и билеты: |
Суббота, 7 апреля
Театр «Школа Драматического Искусства», |
13.00«Потому что когда ты свободен то не свободен вовсе». Парадоксы Юна Фоссе
О творчестве Юна Фоссе беседуют драматург "Норвежского Театра" Ула Бё, редактор Юна Фоссе Сесилие Сейнесс (издательство "Самлагет") и режиссер театра «Школа Драматического Искусства» Александр Огарев
Ула Е. Бё Легендарный завлит и руководитель отдела по языковой политике Норвежского театра (Det Norske Teatret) в Осло. Прославился своим вкладом в продвижение культуры на новонорвежском языке. На его счету переводы и адаптации для сцены многих произведений мировой литературы. Он - основатель Театра Нурдаля Грига, один из основателей Культурного центра новонорвежского языка и музея Ивара Осена (создателя новонорвежского языка – нюнорска), член Совета по культуре Норвегии и Комитета по продвижению творчества Юна Фоссе, автор и ведущий программ на NRK (Норвежская государственная теле- и радиокомпания). Автор сценической версии перевода «Эдды», сделанного Юном Фоссе для постановки Роберта Уилсона на сцене Норвежского театра. Сотрудничает с Юном Фоссе с самого начала его театрального творчества. |
Сесилие Сейнесс На протяжении многих лет личный редактор Юна Фоссе в издательстве «Самлагет». По образованию филолог, историк и журналист. Автор книги о Юне Фоссе «Юн Фоссе. Поэт на Божьей земле» (Jon Fosse. Poet på Guds jord), вышедшей к пятидесятилетию писателя в 2009 г. |
АЛЕКСАНДР ОГАРЕВ Художественный руководитель Лаборатории Александра Огарева в театре «Школа драматического искусства» В 1993 году закончил ГИТИС, курс Анатолия Васильева по специальности «режиссер драматического театра». С 1995 года — режиссер театра «Школа драматического искусства». Ассистент Анатолия Васильева в 1996-2006 гг., в этом качестве участвовал в создании спектаклей «Пушкинский утренник», «Пещное действо», в восстановлении спектакля «Из путешествия Онегина». Также был ассистентом Анатолия Васильева на курсах обучения творческому методу актерских групп из Германии, Испании, Израиля, Италии, Франции, Бельгии и др. Ставил спектакли в таких московских театрах как: Школа драматического искусства, МХТ им. Чехова, Современник, РАМТ, Другой театр, Новый драматический театр, в Театре им. Ермоловой, Театре им. Пушкина, Театре им. Маяковского, и др. А также в городах Барнаул, Белгород, Владимир, Воронеж, Краснодар, Красноярск, Томск, Омск и др. Был главным режиссером Краснодарского академического театра драмы им. Горького и Томского областного драматического театра. Поставил пять спектаклей в Хорватии, в городах Загреб и Сплит. Участник творческих лабораторий Олега Лоевского в Красноярске, Краснодаре, Барнауле и двух творческих лабораторий Александра Вислова в Новокузнецке. |
Вход свободный по регистрации на тайм-пэд |
Театр «Школа Драматического Искусства» |
16.00 «Норвежские читки»
По пьесам Юна Фоссе «Жить тайно», «Свобода». «Телемах», «Вон там»
Фото:Наталия Чебан, Андрей Троицкий
Открытый показ состоит из нескольких частей:
«Жить тайно», «Телемах», «Вон там», «Свобода», Опыт структурированной импровизации на тему коротких пьес Юна Фоссе
Премьера состоялась 3 марта 2017 в рамках фестиваля «Три ступени лаборатории. Игра с текстом. В диалоге с автором…».
Александр Огарев:
«Драматург, поэт, автор романов и детских книг, враг реализма и знаков препинания норвежец Юн Фоссе включен британским агентством Synectics в сотню ныне живущих гениев. Его сравнивают с Ибсеном, Беккетом, Кафкой, а его пьесы ставятся по всему миру.
Фоссе вторит знаменитой ибсеновской строке: «Вопрос, а не ответ мое призвание». Его творчество – образец «чистого искусства», наслаждение для гурманов стиля. В нем не найдешь социальных и дидактических мотивов. Минимализм и простота его пьес соседствуют с бездонной глубиной и безбрежностью трактовок. Как всякая настоящая Поэзия, его драматургия вырывается из рамок однозначной концепции. Одинаково верными кажутся противоположные утверждения».
Обсуждение. Ведущая - Елена Рачинская
Подробная информация и билеты: |
Театр «Школа Драматического Искусства», |
19.00 «Однажды летним днем». Татарский государственный театр им. Галиасгара Камала. Режиссёр Фарид Бикчантаев
Спектакль на татарском с синхронным переводом
Фото: Фоат Гарифуллин
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014 г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Люция Хамитова)
О спектакле:
Огромное окно, по которому текут струи дождя, существует в пустоте сцены. Это не окно в мир из уютной квартиры — это окно в сознание главной героини из ее одиночества. В спектакле руководителя казанского Театра имени Камала, режиссера Фарида Бикчантаева, как и в пьесе норвежца Юна Фоссе, главное — сны, ассоциации, воспоминания женщины, которая однажды летним днем как обычно проводила своего мужа в путешествие, а он не вернулся — не умер, не погиб, просто не вернулся к ней. Но даже об этом немудреном событии говорится не прямо, а через цепь образов, ассоциаций, иносказаний. Этот спектакль — эмоциональная шарада, в которой глаз не отвести от исполнительницы главной роли Люции Хамитовой, от ее плавных движений в мареве нездешнего света. А ее голос чарует, почти как песня серен, с той оговоркой, что это песня женской боли, страдания, отчаяния.
Режиссер о спектакле:
Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного Академического театра им.Г.Камала, режиссер спектакля «Однажды летним днем» по одноименной пьесе Юна Фоссе:
«Обращение к пьесе Фоссе стало попыткой вернуться к началу, к истокам, к тому моменту, когда мое представление о театре, о сцене было именно таким. Когда для серьезного разговора со зрителем нет необходимости в большом пространстве. Когда временные связи и рамки в спектакле можно разрушить и перевоссоздать. Когда текст движется по вертикали, а не горизонтально; не линейно, но дискретно, не позволяя уйти в быт, в реализм. И еще потому, что я устал от сюжетов, от простых и сложных историй. Для меня важнее не про что, но как. Тему фатальной неразрешенности и неразрешимости отношений между людьми многие могут прочесть как отношения между Мужчиной и Женщиной, но для меня это более глубокая дихотомия. Это о сложности диалога вообще. О проблеме высказанного и не высказанного. В сюжете эта тема реализуется через отношения Женщины и Мужчины, но я надеюсь, в спектакле есть смысловой пласт, впрямую с сюжетом не связанный, реализуемый посредством ассоциаций, аллюзий».
Обсуждение. Ведущая – Алла Рыбикова
Подробная информация и билеты: |
Воскресенье, 8 апреля
Электротеатр Станиславский |
13.00 Феномен Юна Фоссе.
Творческая встреча с драматургом "Норвежского Театра" Улой Бё и личным редактором Фоссе (издательство "Самлагет") Сесилие Сейнесс и режиссером театра "De Utvalgte” (Избранные) Кари Холтан. Презентация сборника пьес Юна Фоссе “Когда ангел проходит по сцене” (Редакция “Жанры”, Издательство АСТ).
Вступительное слово от редакции - Дарья Андреева.
Переводчики пьес Юна Фоссе Вера Дьяконова, Елена Рачинская и Алла Рыбикова.
Ведущая - Кристина Матвиенко
Ула Е. Бё Легендарный завлит и руководитель отдела по языковой политике Норвежского театра (Det Norske Teatret) в Осло. Прославился своим вкладом в продвижение культуры на новонорвежском языке. На его счету переводы и адаптации для сцены многих произведений мировой литературы. Он - основатель Театра Нурдаля Грига, один из основателей Культурного центра новонорвежского языка и музея Ивара Осена (создателя новонорвежского языка – нюнорска), член Совета по культуре Норвегии и Комитета по продвижению творчества Юна Фоссе, автор и ведущий программ на NRK (Норвежская государственная теле- и радиокомпания). Автор сценической версии перевода «Эдды», сделанного Юном Фоссе для постановки Роберта Уилсона на сцене Норвежского театра. Сотрудничает с Юном Фоссе с самого начала его театрального творчества. |
Сесилие Сейнесс На протяжении многих лет личный редактор Юна Фоссе в издательстве «Самлагет». По образованию филолог, историк и журналист. Автор книги о Юне Фоссе «Юн Фоссе. Поэт на Божьей земле» (Jon Fosse. Poet på Guds jord), вышедшей к пятидесятилетию писателя в 2009 г. |
Кари Холтан Главный режиссер театра «Избранные» (De Utvalgte), основанного в 1994 г. Постановки театра «Избранные» сочетают в себе элементы классического и современного театра, изобразительного искусства и искусства перформанса. Органичный сплав таких художественных средств выражения, как видео, текст, звук и музыка, создает у зрителя особое многогранное впечатление. Театр имеет патент на первое в мире изобретение новой технологии использования 3D-фильма в сценографии и нарративе. Театр «Избранные» - неоднократные лауреаты премии Театральных критиков Норвегии и престижной скандинавской театральной премии «Гедда-присен» в номинациях «лучший визуальный дизайн» и «за вклад в развитие сценического искусства». В 2014 г. «Избранные» получили базисное финансирование от государства, что в Норвегии является признанием ведущей роли театра. За спектакль «Тени» (Skuggar) по одноименной пьесе Юна Фоссе режиссёр Кари Холтан номинирована на престижную скандинавскую театральную премию «Гедда-присен» в категории «лучшая режиссура». |
Вход свободный по регистрации на тайм-пэд |
Центральный Дом Актёра им. А.А. Яблочкиной, |
15.00 Российские постановки пьес Юна Фоссе.
Творческая встреча с режиссером Алексеем Слюсарчуком. Ведущая - Вера Дьяконова
Режиссер Алексей Слюсарчук расскажет о своих постановках «Однажды летним днем» в Театре «Особняк», Санкт-Петербург и «Сон об осени» в Новокузнецком Драматическом Театре и покажет видеофрагменты спектаклей.
Информация о спектаклях:
Юн Фоссе. «Сон об осени»
Видеоролик к спектаклю «Однажды летним днем...» (Новокузнецкий драматический театр)
Кислородное голодание. Ю. Фоссе. «Однажды летним днем» (Петербургский театральный журнал)
Море внутри. Ю. Фоссе. «Однажды летним днем» (Петербургский театральный журнал)
Вход свободный по регистрации на тайм-пэд . Подробная информация: |
Центральный Дом Актёра им. А.А. Яблочкиной, |
16.00 "Имя". Режиссер Йоэл Лехтонен
Фото: Дмитрий Преображенский
Как часто в нашей жизни возникают проблемы и трагедии... А ведь некоторых из них можно избежать, просто выслушав своего близкого, выказав ему любовь, доверие и участие.
Спектакль по пьесе всемирно известного норвежского драматурга Юна Фоссе, которого британское агентство Synetics включило в сотню ныне живущих гениев. История простой норвежской семьи повествует о том, что главные ценности в жизни — это любовь, семья, традиции.
К сожалению, у наших героев пока не получается быть идеальной семьей. Но, как знать, может, новое событие — беременность средней дочери и ее возвращение в отчий дом помогут им объединиться и вспомнить, что в жизни есть радость, свет, тепло, добро и любовь.
Юн Фоссе (род. 1959) — выдающийся норвежский драматург, писатель и поэт. Его творчество — образец «чистого искусства», наслаждение для гурманов стиля. Его стиль — простой сюжет, наполненный бездонной глубиной. Последние несколько лет его ежегодно номинируют на Нобелевскую премию по литературе.
Юн Фоссе — любимейший писатель и драматург во многих европейских странах, чьи произведения переведены на сорок языков и выдержали тысячи театральных постановок — почти не известен российскому читателю и зрителю. Это первая постановка Юна Фоссе в Москве и спектакля «Имя» в России.
Йоэл Лехтонен родом из Финляндии, более 20 лет живет и работает в России. В 2002 г. Йоэл закончил режиссерский факультет ГИТиСа. На его счету такие спектакли в московский театрах как «Ледяные картины» Кристана Смедса, «4.48 Психоз» Сары Кейн, «Арабская ночь» Роланда Шиммельпфеннига (open air спектакль), «Монологи вагины» Ивы Енцлер, «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, «Считай, что ты Бог!» Матея Вишнека, «Хаос» Мика Мюллюахо.
Обсуждение. Ведущая - Вера Дьяконова
Подробная информация и билеты: |
Театр имени Евгения Вахтангова, |
19.30 "Тени". Театр «De Utvalgte».
Режиссер Кари Холтан (Норвегия). Спектакль на норвежском языке с супратитрами.
Фото: Бойа Бёкман
Премьера спектакля «Тени» состоялась в феврале 2009 г. С тех пор театр участвует с ним в фестивалях и гастролирует не только в Европе, но и в США, Латинской Америке и Азии. За спектакль «Тени» режиссёр Кари Холтан номинирована на престижную скандинавскую театральную премию «Гедда-присен» в категории «лучшая режиссура».
Описание спектакля:
Драма разыгрывается в абстрактном пространстве, которое сильно контрастирует с почти физической плотностью текста. Внешнее действие практически отсутствует. Персонажи связаны друг с другом по-разному: дети-родители, браки, измены. Вытесненные эмоциональные воспоминания всплывают и переживаются персонажами как чувственные ощущения. Отсутствие мотивации к действию невыносимо и пугает. В спектакле весь текст произносят дети в возрасте от шести до десяти лет. После репетиций их исполнение записали на видео. Видеоматериал был отобран и смонтирован. Видеозапись проецируется на шесть пластиковых масок («голов»), похожих на коконы. На сцене четверо пожилых человека бродят по сцене, не говоря ни единого слова.
Кари Холтан, главный режиссёр театральной группы «Избранные» (De Utvalgte), режиссёр спектакля «Тени» по одноимённой пьесе Юна Фоссе. Наше знакомство с творчеством Юна Фоссе произошло в 1995 году. Мы прочитали всё, что он к тому моменту написал, и были буквально ошеломлены. Так родился спектакль «Эрозия», совершенно новая история, созданная по мотивам текстов Фоссе «Запертая гитара», «Сборщик бутылок», «Две повести» и «Свинец и вода». У спектакля было две главных темы:
– Тот, кто чувствует, что теряет свою жизнь, должен её найти.
– У человека, который не в состоянии претворить свои настоящие чувства в поступки и общение, чувства становятся фальшивыми, поступки фатальными, жизнь дьявольской, и в конце концов она идёт под откос.
А какое-то время назад мы стали экспериментировать с видеопроекциями лиц на увеличенные гипсовые «головы». Эти «головы» и отсутствие у них тел снова навели нас на мысль о текстах Фоссе. Так родился спектакль «Тени».
«Тени» – это особая вселенная, открытая и прозрачная и, в то же время, тревожная и загадочная.
«Всё является сейчас и всё неизменно». Время и пространство растворяются, и это внушает мне, как читателю, тревогу. Персонажи пребывают в нематериальном измерении, в нулевой точке, где единственной точкой опоры становятся воспоминания о жизни вместе. Пьеса побуждает нас задуматься над вечными вопросами, над тем, кто мы есть и какой след мы оставляем в жизнях друг друга.
Обсуждение. Ведущая - Дария Хаустова
Подробная информация и билеты: |
Понедельник, 9 апреля
Театр имени Евгения Вахтангова, |
19.30 "Тени". Театр «De Utvalgte».
Режиссер Кари Холтан (Норвегия). Спектакль на норвежском языке с супратитрами.
Фото: Бойа Бёкман
Премьера спектакля «Тени» состоялась в феврале 2009 г. С тех пор театр участвует с ним в фестивалях и гастролирует не только в Европе, но и в США, Латинской Америке и Азии. За спектакль «Тени» режиссёр Кари Холтан номинирована на престижную скандинавскую театральную премию «Гедда-присен» в категории «лучшая режиссура».
Описание спектакля:
Драма разыгрывается в абстрактном пространстве, которое сильно контрастирует с почти физической плотностью текста. Внешнее действие практически отсутствует. Персонажи связаны друг с другом по-разному: дети-родители, браки, измены. Вытесненные эмоциональные воспоминания всплывают и переживаются персонажами как чувственные ощущения. Отсутствие мотивации к действию невыносимо и пугает. В спектакле весь текст произносят дети в возрасте от шести до десяти лет. После репетиций их исполнение записали на видео. Видеоматериал был отобран и смонтирован. Видеозапись проецируется на шесть пластиковых масок («голов»), похожих на коконы. На сцене четверо пожилых человека бродят по сцене, не говоря ни единого слова.
Кари Холтан, главный режиссёр театральной группы «Избранные» (De Utvalgte), режиссёр спектакля «Тени» по одноимённой пьесе Юна Фоссе. Наше знакомство с творчеством Юна Фоссе произошло в 1995 году. Мы прочитали всё, что он к тому моменту написал, и были буквально ошеломлены. Так родился спектакль «Эрозия», совершенно новая история, созданная по мотивам текстов Фоссе «Запертая гитара», «Сборщик бутылок», «Две повести» и «Свинец и вода». У спектакля было две главных темы:
– Тот, кто чувствует, что теряет свою жизнь, должен её найти.
– У человека, который не в состоянии претворить свои настоящие чувства в поступки и общение, чувства становятся фальшивыми, поступки фатальными, жизнь дьявольской, и в конце концов она идёт под откос.
А какое-то время назад мы стали экспериментировать с видеопроекциями лиц на увеличенные гипсовые «головы». Эти «головы» и отсутствие у них тел снова навели нас на мысль о текстах Фоссе. Так родился спектакль «Тени».
«Тени» – это особая вселенная, открытая и прозрачная и, в то же время, тревожная и загадочная.
«Всё является сейчас и всё неизменно». Время и пространство растворяются, и это внушает мне, как читателю, тревогу. Персонажи пребывают в нематериальном измерении, в нулевой точке, где единственной точкой опоры становятся воспоминания о жизни вместе. Пьеса побуждает нас задуматься над вечными вопросами, над тем, кто мы есть и какой след мы оставляем в жизнях друг друга.
Обсуждение. Ведущая - Дария Хаустова
Подробная информация и билеты: |
Программа
|
Понедельник, 9 апреля
Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета, |
13.00 – 16.30 Феномен Фоссе
Творчество и мировой театральный успех Юна Фоссе.
Драматург "Норвежского Театра" Ула Бё и, редактор Юна Фоссе Сесилие Сейнесс (издательство "Самлагет")
Юн Фоссе на российской сцене
Режиссеры Юрий Бутусов (Театр Ленсовета), Александр Огарев (Театр «Школа Драматического Искусства»), Йоэл Лехтонен (Центральный Дом Актера им. А.А. Яблочкиной)
"Имя". Режиссер Йоэл Лехтонен. Отрывок из спектакля
"Сон об осени". Режиссер Юрий Бутусов. Отрывок из спектакля
"Когда Ангел проходит по сцене"
Презентация сборника пьес Юна Фоссе. (Редакция “Жанры”, Издательство АСТ).
Вступительное слово от редакции - Дарья Андреева. Переводчики пьес Юна Фоссе Вера Дьяконова, Елена Рачинская и Алла Рыбикова. Ведущая - Оксана Кушляева.
Вход по приглашению
Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета, |
19.00 "Сон об осени". Режиссер Юрий Бутусов
Фото: Юлия Кудряшова
Почти неизвестный в России, наследник великих скандинавских драматургов Ибсена и Стриндберга, в родной Норвегии Юн Фоссе давно стал живым классиком и национальной гордостью. Пьеса "Сон об осени" - одно из его важнейших высказываний о человеке. В ней есть загадка, игра со временем и возрастом, когда вдруг оказывается, что человек, живущий душой, сердцем, чувствует в 50, 60, 70 то же, что и в 30. А значит - возраста, как понятия, не существует.
Юрий Бутусов говорит об этой пьесе так: "Это история о "НЕПРИВЫКАНИИ К ЖИЗНИ". Об отсутствии возраста. О смысле человеческой жизни как ожидании чуда... О вечном ожидании красоты... Пьеса об ожидании... СЧАСТЬЯ".
Подробная информация и билеты: |
Участники фестиваля:
Информационные партнеры:
При поддержке:
129090, Москва,
ул. Большая Спасская, дом 12
м. «Комсомольская», м. «Сухаревская», м. «Красные ворота» .
Тел.: (495) 626-46-00,
Эл. почта: moscow@nordicschool.ru
Время работы:
пн-чт: с 11:00 до 20:00
пт: с 11:00 до 19:00
сб: с 12:00 до 15:00
Соглашение о личной информации